Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

честертон гилберт кит

Энциклопедический словарь

Че́стертон Гилберт Кит (Chesterton) (1874-1936), английский писатель, религиозный мыслитель. Один из крупнейших представителей детективной литературы. В философском романе «Шар и крест» (1909), рассказах с занимательной интригой (сборники о сыщике-священнике Брауне, 1911-35; сборник «Человек, который знал слишком много», 1922) - причудливая, романтически преображённая жизнь, где отношения, освящённые вековыми традициями, оказываются фикцией, а мир больших денег и «высокой» политики предстаёт средоточием ложных претензий и дутых репутаций. В юмористических романах «Наполеон из Ноттингхилла» (1904), «Возвращение Дон Кихота» (1926) - социально-утопические мотивы, обращённые в средневековье. Фантастическая буффонада «Человек, который был Четвергом» (1908). Для Честертона характерны афористичность, полемичность и парадоксальность суждений. Литературно-критические сочинения, в том числе о Ч. Диккенсе, Дж. Б. Шоу. В цикле эссе «Ортодоксия» (1908) - проповедь католицизма.

* * *

ЧЕСТЕРТОН Гилберт Кит - ЧЕ́СТЕРТОН (Chesterton) Гилберт Кит (1874-1936), английский писатель. Один из крупнейших представителей детективной литературы (см. ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА). Рассказы (в т. ч. «Неведение отца Брауна», 1911, «Недоверчивость отца Брауна», 1926), романы («Наполеон из Ноттингхилла», 1904; «Человек, который был Четвергом», 1908) отличают сюжетная занимательность, эксцентричность, парадоксальность мышления. В основе его социально этической программы - философия томизма (см. ТОМИЗМ) (цикл эссе «Ортодоксия», 1908 и другие книги религиозного содержания). Сборник стихов, литературоведческие сочинения (в т. ч. о Ч. Диккенсе, 1906).

Энциклопедия Кольера

ЧЕСТЕРТОН Гилберт Кит (Chesterton, Gilbert Keith)

ГИЛБЕРТ КИЙТ ЧЕСТЕРТОН

ГИЛБЕРТ КИЙТ ЧЕСТЕРТОН

(1874-1936), английский писатель. Родился 29 мая 1874 в Лондоне. Закончив в 1891 Сент-Полз-cкул, учился живописи в художественном училище Слейда при Университетском колледже. В 1890 выпустил первую книгу стихов Дикий рыцарь (The Wild Knight). В 1901 женился на Фрэнсис Блогг, тогда же приобрел скандальную славу ярого противника англо-бурской войны. Работы Честертона по большей части полемичны и неизменно выдерживают дидактическую направленность. Он принадлежал к Англиканской церкви, в 1922 перешел в католичество и посвятил себя пропаганде христианских ценностей. "Основную идею" своей жизни он определял как пробуждение способности изумляться, видеть мир словно в первый раз. В основе его художественной "аргументации" лежали эксцентрика, упор на необычное и фантастическое. Парадоксы Честертона являли собой поверку здравым смыслом расхожих мнений. Писатель необыкновенно злободневный, газетчик в лучшем смысле этого слова, он предстал глубоким и оригинальным мыслителем в историко-литературных и богословских работах. Подлинными шедеврами стали его литературоведческие работы Роберт Браунинг (Robert Browning, 1903), Чарлз Диккенс (Charles Dickens, 1906), Джордж Бернард Шоу (George Bernard Shaw, 1909), Роберт Луис Стивенсон (Robert Louis Stevenson, 1927) и Чосер (Chaucer, 1932). Теологи отдают должное его проницательности в портретах-житиях Св. Франциск Ассизский (St. Francis of Assisi, 1923) и Св. Фома Аквинский (St. Thomas Aquinas, 1933). Экскурсы Честертона в социологию, представленные в книгах Что стряслось с миром? (What's Wrong with the World, 1910) и Контуры здравого смысла (The Outline of Sanity, 1926), сделали его, наряду с Х.Беллоком, ведущим пропагандистом идеи экономической и политической децентрализации в духе фабианских принципов. Начиная с 1918 он издавал журнал "Джи-Кейз Уикли" ("G.K.'s Weekly"). Полемика пронизывает и художественную прозу Честертона, его работы Наполеон Ноттингхилльский (The Napoleon of Notting Hill, 1904) и Человек, который был Четвергом (The Man Who Was Thursday, 1908), по сути столь же серьезны, как и откровенно апологетические работы Ортодоксия (Ortodoxy, 1908) и Вот это (The Thing, 1929). Наиболее известны его детективные рассказы о патере Брауне, простом священнике, который творит чудеса в розыске преступников, читая в умах и душах окружающих. Честертон много путешествовал и выступал с лекциями в Европе, Америке и Палестине. Благодаря выступлениям на радио его голос стал известен еще более широкой аудитории, но сам он последние двадцать лет жизни провел главным образом в Биконсфилде (графство Бакингемшир), где и умер 14 июня 1936.

ЛИТЕРАТУРА

Кашкин И.А. Г.К.Честертон. - В кн.: Кашкин И.А. Для читателя-современника. М., 1968 Честертон Г.К. Чарльз Диккенс. М., 1982 Честертон Г.К. Писатель в газете: Художественная публицистика. М., 1984 Честертон Г.К. Избранные произведения, тт. 1-3. М., 1990 Честертон Г.К. Вечный человек. М., 1991 Честертон Г.К. Избранное. М., 1996

Полезные сервисы